"Коктебель" на #lm
Год: 2003
Режиссёры: Борис Хлебников, Алексей Попогребский
Жанр: #драма | #рузкегоднота
IMDb: 7.00
Отец и 11-летний сын, без гроша в кармане, движутся по направлению к морю, из Москвы в Крым. Если повезёт — едут зайцами в товарном вагоне, а так все больше идут — лесами, полями, от дома к дому. Питаются, чем Бог пошлёт, подрабатывают, где получится. Кто-то им помогает, а кто-то угрожает убить. В прошлом у них ничего не осталось, а в маленьком крымском городке Коктебеле есть надежда начать новую счастливую жизнь. Для отца путешествие — шанс вернуть утраченную веру в себя, а заодно и доверие сына. Мечта мальчика — увидеть море, где на ветру парят альбатросы. В середине пути отец найдет другое место, которое захочет назвать своим домом, и мальчику придётся выбирать между счастьем отца и своей мечтой.
Этот скромный фильм двух никому неизвестных 30-летних дебютантов (сценариста и психолога) мог так и остаться незамеченным, не попади он в своё время в конкурс московского фестиваля. В нём, чуть ли не впервые за несколько лет, суровый провинциальный быт бесприютной России становится источником киноманского наслаждения. Это нарочито простое кино рассказывает историю двух безымянных персонажей, которые с избытком обеспечивают уровень «очевидного приближения к реальности», с некоторых пор исчезнувшего из нашего кино, для которого натуральность стала одним из самых дефицитных продуктов.
Соавторы даже как-то слишком уверенно для дебютантов управляют механизмами воздействия — ритмическим рисунком, статикой, светом, звуком, перекличками взглядов, едва уловимыми изменениями в лицах актёров, чьи имена говорят так же мало, как и фамилии самих постановщиков. В фильме задействован не плоский — бытовой, а именно объёмный — философский — диапазон смыслов — от хрупкости отдельно взятой судьбы до метафоры распавшихся связей. И то и другое проявляется естественно и не натужно, без малейшего насилия над реальностью. Двое героев равноправны перед дорогой и встречными людьми, которых, чтобы двигаться вперёд, приходится оставлять позади. Мечта мальчика вроде бы воплощается, но в то же время оказывается путешествием в никуда (небольшой крымский городок Коктебель не существует буквально: его уже дважды переименовывали).
Фильм, вольно или невольно, определяет ещё и новейшую тенденцию: обращение нашего кино к теме «отцов и детей». Будто сговорившись, одновременно с «Коктебелем» выходят две более чем заметных ленты — «Отец и сын» Александра Сокурова и «Возвращение» Андрея Звягинцева. Универсальная сюжетная схема, которую стало модно называть не нашим словом роад-муви, долгое время невостребованная в России, в начале нового века стала атрибутом успеха не только фестивального, но и коммерческого кино. Параллельно (опять же) с «Коктебелем» на экраны страны вышел «Бумер», ставший кассовым хитом проката.